Воскресенье, 19.05.2024, 12:55
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 16 » Интервью с дрессировщиком лошадей. — ГОСТИ ИЗ ТУРКМЕНИСТАНА
17:34

Интервью с дрессировщиком лошадей. — ГОСТИ ИЗ ТУРКМЕНИСТАНА





НА МАНЕЖЕ— ГОСТИ ИЗ ТУРКМЕНИСТАНА

«На манеже— группа джигитов «Галкыныш»,— объявил конферансье, и зал Белорусского государственного цирка наполнился аплодисментами зрителей. Этот коллектив из Туркменистана в белорусской столице ждала не только публика, но и вся артистическая (цирковая) общественность. О невероятных трюках наездников и их удивительной способности смирять нрав самых строптивых лошадей ахалтекинской породы знают во всем мире— коллектив постоянно гастролирует. График выступлений гостей из Туркменистана расписан на месяцы вперед, поэтому в Минске артисты не задержатся. Белорусские гастроли продлятся всего 10 дней.

О норовистых ахалтекинцах, джигитовке, истории группы «Галкыныш» в эксклюзивном интервью корреспонденту военного информационного агентства «Ваяр» рассказал руководитель конной ассоциации «Туркмен атлары» заслуженный деятель культуры Туркменистана Пыгы Байрамдурдыев.

С дрессировщиком мы встретились в выходной день. В фойе Белгосцирка не носилась детвора, в зрительном зале тоже было немноголюдно, на манеже тренировались джигиты. Удар хлыста— и конь встал на дыбы. Еще удар— скакун понесся галопом по манежу. Удар— ахалтекинец закружился в танце. Создавалось впечатление, что эти кони не прочь подчиняться и беспрекословно выполняют команды Пыгы Байрамдурдыева и наездников группы «Галкыныш». Но вскоре мой собеседник опроверг мое заблуждение.

—Ахалтекинцы— очень строптивые скакуны,— сказал он.— Их крайне сложно дрессировать. Они агрессивные и темпераментные, во многом схожи с нами, туркменами. Скакунов почти невозможно заставить что-либо делать, если они не хотят. Очень упрямая порода. Во время общения с конем нельзя расслабляться ни морально, ни физически. Животное должно чувствовать, что наездник собран и в их тандеме главный— человек. Конь чувствует настроение человека. Начинать тренировку, если тревожишься, переживаешь или тебя переполняют чувства,— нельзя.

Как-то это негласное правило в общении человека и животного Пыгы Байрамдурдыев нарушил, за что и поплатился. В юношестве, не имея на тот момент опыта общения со скакунами, он получил сильный удар в голову. Пыгы признался, что долгое время синяк в месте удара напоминал ему о собственной невнимательности. С этим напоминанием он ходил на занятия в медицинское училище, куда поступил после окончания восьмого класса. Занимался гимнастикой, единоборствами. Каждое утро начинал с пробежки и зарядки напротив цирка в Ашхабаде. Для деревенского паренька было огромной радостью и удачей учиться в большом городе, да еще и в престижном государственном учреждении.

—Тогда мне казалось, что мечтать о большем незачем,— вспомнил Пыгы.— Но однажды утром, когда я бежал по дорожке старого парка, усыпанной осенней листвой, со мной поравнялся другой спортсмен. Он завел разговор. Незнакомцем оказался один из спортсменов группы знаменитых джигитов Аннаевых. В конце 1980х эти наездники уже были цирковой легендой. Они собирали новую группу, которую формировали из парней туркменской национальности. Джигиты Аннаевы были уверены, что только туркмен, любящий своего скакуна, имеющий харизму воина, сможет работать с ахалтекинцами и способен сделать цирковой номер, достойный самых щедрых аплодисментов.

Пыгы согласился. В возрасте 16 лет он попал в цирк. Впервые. И сразу начались тренировки. Была неуверенность, был страх. Пыгы не обращал внимания на усталость и травмы, он увлеченно тренировался, репетировал номер. Затянула цирковая атмосфера и, конечно, любовь к скакунам. Первые гастроли, которые стали своеобразным испытанием молодого джигита на профессионализм, прошли в украинском городе Запорожье. Тогда Пыгы впервые почувствовал эйфорию успеха и признание его мастерства— долго не стихали аплодисменты восторженной публики.

Символично, но первая ответственная поездка группы «Галкыныш» тоже состоялась в Украину. Снова успех, а затем постоянные гастроли во многих цирках мира.

—В 2005 году меня пригласили в Туркменистан, до этого я работал в одном из цирков Москвы,— сказал Пыгы.— В 2007 году по инициативе президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова была создана конная группа «Галкыныш». Я пригласил к себе 10 молодых людей. Начались непростые тренировки. Причем кони были с президентского ипподрома. О постановке номеров тогда говорить не приходилось. Надо было сформировать коллектив. Долгое время молодые наездники не могли побороть страх перед этими своенравными животными. Многие не выдержали активных тренировок, ушли. Пригласили новых людей.

Пыгы пришлось тренировать и воспитывать не только строптивых ахалтекинцев, но и приглашенных юных наездников. Нынешние участники группы «Галкыныш»— студенты циркового отделения Туркменского государственного института культуры. Кто-то из них ранее занимался гимнастикой, кто-то борьбой. Пыгы рассказал, что многие юноши приходили пробоваться в группу «Галкыныш». Говорили с бравадой: мол, ничего сложного не видят в том, чтобы ездить верхом. Пыгы в таком случае сразу сажал будущих наездников на скакуна и пускал рысью по манежу. Через считанные секунды лихие джигиты просили остановить животное. Уходили и больше не возвращались.

Коллектив группы «Галкыныш» достаточно молодой, о династиях говорить не приходится. Тем не менее— одним из лихих наездников является сын Пыгы Байрамдурдыева. Столичная публика, которая уже посмотрела программу «Уникальный конный цирк», помнит юношу, летящего над манежем с государственным флагом Туркменистана в руке. Этот артист за считанные секунды взбирается на спины наездников, которых несут скакуны. К слову, этот трюк ставили около года.

—Мой сын с трехлетнего возраста в цирке,— рассказал Пыгы.— Маленьким мальчиком я сажал его на коня. Тяжело и больно было смотреть на падения, травмы собственного ребенка. Я его не заставлял становиться артистом. Он сам сделал свой выбор. Самому юному участнику нашего коллектива 11 лет. Его отец— один из джигитов «Галкыныш». Они вместе выступают в программе.

К слову, юны и скакуны, выступающие в Минске. Им три-четыре года. Самым опытным в конной группе является 12летний серый ахалтекинец, потомок скакуна, на котором в 1945 году Маршал Советского СоюзаГ.К.Жуков открывал Парад Победы в Москве. Кстати, этот конь слушает наездника только в том случае, если на арене присутствует Пыгы. Да и другие кони четко выполняют трюки только тогда, когда Пыгы на манеже или поблизости. Скакунов с президентского ипподрома для выступлений выбирает сам джигит Байрамдурдыев. И только после этого происходит знакомство наездников с лошадьми.

—Это особенный момент,— заметил мой собеседник.— Участники нашей конной группы не только выступают с ахалтекинцами, но и сами ухаживают за ними. Это помогает взаимопониманию.

Ахалтекинская порода скакунов известна уже более 5.000 лет. За эти годы у коней сформировался характер и свое отношение к людям. Своенравных и темпераментных ахалтекинцев разводят и дрессируют только в Туркменистане, на их исторической родине.

Сегодня и завтра на манеже Белгосцирка состоятся заключительные выступления уникальной конной группы «Галкыныш». Проведите выходные дни ярко!

АННА МАЛУШЕНКО, malushenko@vayar.sml.by, фото предоставлены Белорусским государственным цирком



Источник: vsr.mil.by
Просмотров: 192 | Добавил: ygreed | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz